3 апреля в Саратовском театре оперы и балета прошла конференция, посвященная работе над новой постановкой – оперой Рихарда Вагнера "Риенци. Последний трибун Рима". Ее премьера, как предполагается, состоится 24 мая во время 26-го Собиновского фестиваля.
Постановщиком оперы стал известный петербургский режиссер Алексей Степанюк. В саратовском театре оперы и балета он уже работал в прошлом году, выпустив оперу "Мадам Баттерфляй". Степанюк, а также худрук театра, дирижер Юрий Кочнев обещают публике "необычное зрелище с актуальным сюжетом".
Речь в опере идет о Кола ди Риенци, историческом персонаже Рима. Этот государственный деятель мечтал преобразовать Рим в духе древних республиканских традиций и сместил в 1347 г. сенаторов, объявив себя трибуном. Риенци обладает типичным архетипом вождя и героя, обладает харизмой, народ его боготворил. "Это вечная тема - страна и ее правители. Вспомните Тамерлана, Чингисхана, Сталина, да того же Уго Чавеса. Их обожали и ненавидели одновременно. Поэтому мы не стали "запечатывать" новую оперу в декорации Колизея и костюмы в виде тог, ведь вопрос, по сути, не имеет временным рамок", - рассказал Кочнев.
Алексей Степанюк упомянул и о патологическом стремлении к обогащению харизматичных лидеров. "Мы ведь даже не знаем, кто нами руководит, вот, что страшно, - отметил он. - Я в прошлом году работал в Нижнем Новгороде. Перед премьерой общался с местным правительством, с губернатором, его замом. Вчера включаю телевизор и вижу знакомые лица. Чиновники, подозреваемые в многомилионных хищениях, шли в новостных выпусках первым номером".
Оперу "Риенци" за счет обилия маршевых ритмов многие считают созвучной менталитету германского народа. В немецких театрах отрицательных героев в этой постановке долгое время обозначали вполне определенным образом - герои выходили в форме СС или были разукрашены фашистской свастикой. Историки утверждают, что бравурная опера была любимым произведением самого Адольфа Гитлера. Якобы в его бункере даже имелась партитура и либретто творения Рихарда Вагнера.
Бюджет саратовской вариации "Риенци", по словам Юрия Кочнева, "приближается к 8 млн рублей". Большого внимание требует художественное оформление. Ряд персонажей представят собой "полукиборгов", на сцене обещают создать особую атмосферу света и тени, а так же применить эффект видеоинсталляции.
Главной находкой будет появление и исчезновение хора "чиновников" из 100 человек. "Я лет двадцать назад впервые озаботился тем, что делать с огромным хором на сцене, - рассказал Степанюк. - Это же не дело, когда они всей толпой сначала выходят, выступают, а потом долго-долго уходят. Здесь я впервые осуществил свой уникальный проект с особыми движущимися сооружениями. В полный рост они появятся только в финале, а в процессе будут появляться сначала по голову, потом дальше и дальше. Думаю, такой находке позавидуют многие театры".